Билет 1
1.Личность и общество.
(План ответа: Определение человек, Определение Общество. Признаки человека которые его характеризуют как индивидуальность, как личность. Может ли человек проявиться как личность вне общества. Этапы становления личности стр 11 учебника. Мировоззрение – определение)
2. Составь на листе схему: «Агенты социализации», разместив их на схеме таким образом, чтобы было понятно, какие из них влияют непосредственно на формирование личности, какие – опосредованно.
3.Экономика и ее роль в жизни общества.
(Определение Экономика, Три главных вопроса Экономики.
Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы: Как экономика зависит от объема, направленности наших потребностей. Откуда люди получают жизненные блага. В чем сложность Экономического выбора. Что такое альтернативная стоимость. Как определить альтернативную стоимость выбора?
Бедность и ограниченность ресурсов – это одно и то же?)
Билет 2
1.Общество, как сфера жизнедеятельности людей.
(План ответа: Определение понятия Общества в широком и узком смысле, что такое Общественные отношения. Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество? Чем отличаются друг от друга социальные нормы в форме дозволения, предписания и запрета?
Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы? Как изменялась жизнь людей при переходе от одной ступени развития общества к другой? (традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное).
2. Аргументируй (письменно) свою позицию к следующему утверждению русского публициста и литературного критика В.Г. Белинского: «Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».
3. Главные вопросы Экономики.
(Определение Производство.
Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы: Важность проблемы - Что производить стр 92-93, Как производить – экономическая эффективность, Для кого производить – как товары и услуги распределяются в обществе. Экономическая система – определение, Экономическая система – ее функции, перечислить типы Экономических систем и объяснить суть каждой)
Билет 3
1.Развитие общества
(План ответа: Определение общества в широком и узком смысле. Что такое общественные изменения, с чем они связаны (Неолитическая революция – появления земледелия, ремесла; реформы, социальные революции; НТП, НТР. Роль в обществе Эволюционного характера развития – поэтапное, постепенное развитие общества, преемственность традиций.) Понятие Регресса, Прогресса – плюсы и минусы стр 22, техногенные катастрофы ). Глобализация, Глобальные проблемы современности.)
2. С момента изобретения радио понадобилось 40 лет, чтобы число слушателей в США достигло 50 млн. Число пользователей персональными компьютерами достигло этой цифры через 15 лет после их разработки, 50 млн человек стали использовать сеть Интернет менее чем через 5 лет после ее появления.
Какой процесс в общественном развитии иллюстрирует эти факты?
3. Собственность
( Определение собственность;
Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы: Что называют имущественными отношениями? Что такое собственность; Что означает право собственности? Какие формы собственности существуют в Российской Федерации? Как закон защищает право собственности?)
«У собственности есть свои обязанности, так же как и права». Согласен ли ты с этим утверждением, почему, приведи аргументы и примеры из жизни, истории.
Билет 4
1.Сфера духовной жизни.
(План ответа: Перечислите сферы общественной жизни. Что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира? Что представляет собой духовная сфера? Как связаны культура общества и культура отдельного человека? Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?)
2. Как ты понимаешь главную мысль отрывка из стихотворения Н. Заболоцкого:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Уточни свои представления о том, какой мир мы «творим по мере наших сил», и от чего зависит, каков этот мир.
3. Рыночная экономика
(Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы: п 14. Каковы условия функционирования рынка? Почему конкуренцию считают главным мотором рыночной экономики. Что влияет на спрос и предложение на рынке. Как производители в условиях решают главные вопросы экономики? Каков механизм установления равновесной цены? В чем состоит принцип «невидимой руки» рынка?)
Как ты понимаешь Арабское изречение: «Убытки считай раньше прибылей».
Билет 5
1.Мораль.
(План ответа: Что такое мораль? Зачем она нужна людям? По какому признаку мы узнаем мораль? Почему ее называют общечеловеческой ценностью? Почему гуманизм считают высшей моральной ценностью? В каких поступках проявляется любовь к ближнему? Как связаны между собой патриотизм и гражданственность? Какой смысл вкладывается в понятие «добро»? Что означает понятие «зло»? Почему его называют многоликим и коварным?
2. У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».
Объясни это высказывание с точки зрения морали. Какое моральное правило содержится в этом высказывании?
3. Производство – основа экономики.
(Определение - Производство;
Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы: В чем заключается роль производства в экономике? Какие отрасли современной экономики получили наибольшее развитие? При каких условиях продукт производства становится товаром? В чем особенности услуги как товара? Какие ресурсы необходимы для осуществления производства? Факторы производства – определение, перечислить виды факторов производства; роль факторов производства в производстве экономических благ, что такое производительность, роль производительности, какие факторы влияют на производительность. Что такое разделение труда, специализация; в чем важность этих понятий в производстве.
Билет 6
1.Долг и совесть.
(План ответа: Что такое долг? Что такое объективные обязанности? Какие стороны предлагает наука различать в долге? Что такое моральный долг? Кто контролирует и оценивает исполнение долга? Что такое совесть? Почему совесть позволяет человеку делать выбор; почему совесть – это внутренний моральный самоконтроль, самооценка человека. Поступок Януша Корчака. Объясни выбор его совести)
2. В пьесе отечественного драматурга В. Розова «А,Б,В,Г,Д…..» есть эпизод, когда один из героев говорит молодому человеку по имени Володя: «Каждый имеет определенные обязанности и должен их выполнять». Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!».
Выскажи свою оценку столкнувшихся позиций.
3.Предпринимательская деятельность.
(определение: Предприниматель, Предпринимательская деятельность.
Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы: Чем предпринимательская деятельность отличается от других форм хозяйствования? Какие функции в обществе выполняет предпринимательство? От чего зависит успех предпринимательской деятельности? Определение – что такое фирма, перечисли цели фирмы. Перечисли и объясни основные организационно- правовые формы предпринимательства? Какова роль малых предприятий в экономике? П 16.)
Билет 7
1.Моральный выбор – Это ответственность.
(План ответа: дать определение мораль. В чем выражается свобода выбора? Что такое моральный выбор? Как взаимосвязаны свобода и ответственность? Что значит быть человеком ответственным? В чем опасность безответственного поведения? Что может гарантировать выполнение моральных норм. Почему легче казаться, чем быть? Почему лучше быть, чем казаться?)
2. Моральный выбор, как ты понял, дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря – постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется – пусть другие решают.
Оцени ситуацию уклонения от выбора, ее последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка, что же оценивать? В чем тут мораль? Объясни. (Письменно)
3. Роль государства в экономике.
(дать определения: экономика, налог, бюджет.
Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы: Назови круг экономических проблем, регулируемых любым государством. Какие способы воздействия на экономику может использовать государство (учебник, конспект в тетради). Нужна ли рынку «государственная рука»? Зачем государству необходимы налоги? Какие налоги платят граждане (Перечислить виды налогов по схеме)? Государственный бюджет. Виды государственного бюджета. Каким образом можно уменьшить дефицит государственного бюджета?)
Билет 8
1.Образование.
(План ответа: Что такое образование? Ступени образования в России? В чем заключается приоритет образования? Почему в информационном обществе возрастает значимость образования? В чем состоит связь между конкурентно способностью страны и образованием? Что такое конкурентно способность человека, каковы пути ее повышения? Каковы основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества? Почему непрерывное образование является ключевой задачей общества?
2. Приоритетность образования требует выделения значительных средств из бюджета как государства, так и семьи на образовательные цели. Тем, кто сомневается в целесообразности значительных затрат на образование, президент Гарвардского университета (США) ответил так: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество».
Выскажите письменно свое отношение к приведенному суждению; если ты с ним согласен, приведи примеры бедствий, вызванных отсутствием необходимых знаний.
3. Распределение доходов.
(дать определение экономика, налог, виды налогов в России.
Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы:Каковы источники доходов населения? В чем причины неравенства людей в получаемых ими доходах? Почему нельзя устранить неравенство в доходах? Зачем людям нужна социальная поддержка государства? Какие экономические меры она включает? Почему социальные программы государства носят адресный характер?)
Билет 9
1.Наука в современном обществе.
(План ответа: Что такое наука? Охарактеризуйте науку как особую систему знаний(стр 68-69). Какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания? Какую роль играет наука в современном обществе? В чем проявляется нравственная ответственность ученых? В чем проявляется рост влияния науки на современное общество?)
2. А.П. Чехов называл науку самым важным, самым прекрасным и нужным в жизни человека. Согласен ли ты с писателем? Какие аргументы ты можешь привести для доказательства своей точки зрения?
3. Потребление.
(определение: экономика, потребление, производство.
Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы:Что влияет на объем и структуру потребительских расходов? Какова связь между доходом и потреблением? Каким образом структура расходов потребителей позволяет характеризовать степень благосостояния граждан той или иной страны? Как ты понимаешь выражение «жить по средствам». Может ли школьник вносить личный вклад в совокупные доходы семьи или же он в силу возраста исключительно потребитель? Назовите различные виды страховых услуг. Как защищаются права потребителей в РФ?)
Билет 10
1.Религия как одна из форм культуры.
(План ответа: определение религия, когда появились первые религии, перечислите всемирные религии. Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшает число верующих? Каково значение религии в жизни общества (учебник стр 77-78, конспект в тетради) Перечислите и кратко охарактеризуйте основные виды религиозных организаций. В чем заключается принцип свободы совести? Как он реализован в нашей стране?)
2. Вырази свое отношение к словам Т. Харди (1840-1928 гг, английский писатель) «Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе».
3. Инфляция и семейная экономика.
( определение – инфляция, перечислить виды инфляции, охарактеризовать типы инфляции.
Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы: Почему цены в рыночной экономике постоянно растут? Какое влияние оказывает инфляция на доходы граждан? Чем реальный доход отличается от номинального? Зачем семья создает сбережения? Каковы формы сбережения граждан? Почему семьи пользуются потребительским кредитом?
Билет 11
1.Социальная структура общества.
(план ответа: определение общества в широком смысле, узком смысле. По каким признакам (критериям) выделяют в обществе различные страты? В чем выражается социальное неравенство? Каковы его причины? Какой процесс получил название социальной мобильности, (вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность)? Что способствует продвижению по социальной лестнице? Каковы основные признаки социальной группы? Назови основные виды социальных групп. Какую роль в развитии общества играют социальные конфликты. п 23 учебника).
2. Представь себе общество, в котором главными критериями стратификации были бы возраст и уровень образованности. Какие группы населения, на твой взгляд, заняли бы более высокие позиции, а какие оказались бы в нижней части социальной лестницы?
3. Безработица, ее причины и последствия.
(Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы :
определение безработица, экономика, экономическая система, типы экономических систем. Определение безработный по РФ законодательству)
Виды безработицы, охарактеризовать виды безработицы; Почему безработица сопутствует рыночной экономике? Кто относится к категории занятых и безработных, Как определить уровень безработицы в стране? Чем вызвана безработица? Как государство обеспечивает занятость?
Билет 12
1.Социальные статусы и роли.
(план ответа: определение личность, социализация, социальный статус, виды социального статуса.
Что определяет статус человека? Чем предписанный статус отличается от достигаемого? Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе? Что входит в понятие «социальная роль»? Что такое гендер? Как закрепляются гендерные роли?)
2. Выскажи свое мнение, справедливо ли утверждение: «Чем выше статус, тем больше ролевая свобода».
3. Мировое хозяйство и международная торговля.
(Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы: Какую роль в мировой экономике играет обмен? Какое место в экономической жизни занимает торговля? В чем заключается функции денег? Что означает понятие «всероссийский рынок»
Как международная торговля помогает развитию мирового хозяйства? Зачем люди покупают иностранную валюту? Кому и зачем нужно знать обменный курс валют?
Раскрой смысл мирового хозяйства)
Билет 13
1.Нации и межнациональные отношения.
(План ответа: Что в тексте Конституции нашей страны означают слова «многонациональный» народ России? Как определяется национальность человека? Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»? Почему возникают межнациональные конфликты? Как их предотвратить?
Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и «этнос»? Каковы различные понятия национальной гордости? Какое значение имеют национальные традиции? В чем опасность межнациональных конфликтов? Каким образом можно предотвратить национальные конфликты? )
2. Назови количество национальностей в РФ, в Иркутской области.
Французский писатель В.Гюго сказал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом». Согласен ли ты с писателем? Покажи на примерах, что величие народа не зависит от его численности. (знание терминов: народ, этнос, национальность, конфессии, межнациональные отношения)
3. Экономика и ее роль в жизни общества.
(Определение - Экономика, Три главных вопроса Экономики.
Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы:Как экономика зависит от объема, направленности наших потребностей. Откуда люди получают жизненные блага. В чем сложность Экономического выбора. Что такое альтернативная стоимость. Как определить альтернативную стоимость выбора?
Бедность и ограниченность ресурсов – это одно и то же?)
Билет 14
1.Отклоняющееся поведение.
(План ответа: Социальные нормы, виды социальных норм, как социальные нормы регулируют общественные отношения, что такое социальный контроль, как осуществляется социальный контроль, что такое санкции, какую роль играют социальные санкции.
Отклоняющееся поведение: дивиантное, аддективное; Какие разновидности отклоняющегося поведения выделяют социологи? Разница между позитивным отклоняющимся поведением и негативным отклоняющимся поведением.
Причины отклоняющегося поведения: биологические, социальные, психологические).
2. Дезорганизация, как и отклоняющееся поведение, с неизбежностью присуща любой социальной системе, так же как и ее основа – социальная организованность и социальные нормы. Не существовало и невозможно существование общества без социальных отклонений и преступности, утверждают социологи.
Можешь ли ты привести примеры обществ, не знавших проявлений отклоняющегося поведения или хотя бы такой его крайней формы, как преступность? Следует ли из приведенного тезиса вывод о том, что бороться с отклоняющимся поведением бессмысленно? Аргументируйте свой ответ.
3. Главные вопросы Экономики.
(Определение Производство.
Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы: Важность проблемы - Что производить стр 92-93, Как производить – экономическая эффективность, Для кого производить – как товары и услуги распределяются в обществе. Экономическая система – определение, Экономическая система – ее функции, перечислить типы Экономических систем и объяснить суть каждой)